Версия для слабовидящих Версия сайта "для слабовидящих"

Поиск

Библиотекарь Тарасова Н.В.

Классный час «Кошки в нашем доме»

Цели:

Расширить представления о кошках;

Познакомить с особенностями поведения;

Воспитывать бережное отношение к домашним питомцам и чувство ответственности за них.

Планируемые образовательные результаты:

Научатся описывать своего домашнего питомца;

Обсуждать свое отношение, наблюдать за кошками, фиксировать результаты наблюдений;

Выдвигать предположения и доказывать их;

Использовать представленную информацию для получения новых знаний;

Формирование уважительного отношения  к иному мнению; готовность слушать собеседника и вести диалог;

Оборудование:

Презентация «Кошки в нашем доме»,  рисунки детей, проект «Кошки в моем доме», выставка книг о кошках.

       

Ход классного часа

Тему нашего занятия вы узнаете, отгадав загадку

Мохнатенька,

Усатенька,

Лапки мягонькие,

А коготки  остры (Кошка)

Сегодня наш разговор будет о кошках.

Кошка тысячелетия живет рядом с человеком, почти столько же, сколько и собака. Но при этом кошка довольно свободолюбива. Недаром существует выражение «Кошка, которая гуляет сама по себе»

Родиной кошки является Африка(Слайд). Именно с этого жаркого континента она попала к нам. В Африке находиться страна Египет. В древности в Египте поклонялись кошкам, их считали божественными. Если кто-то убивал кошку, его казнили. Если же кошка умирала сама, в её могилу насыпали много сухих мышек. Древние египтяне считали, что после смерти жизнь продолжается в загробном мире, и заботились о том, чтобы и там у кошки было её любимое лакомство – мыши.

В Европе в Средние века кошку преследовали(Слайд).  Её считали пособницей дьявола, сатаны. Говорили о том, что она приносит несчастье.  Особенно тяжело приходилось черным кошкам и их владельцам. Тех, у кого были черные кошки, объявляли ведьмами, колдунами и жестоко преследовали.  И до сегодняшнего дня сохраняются суеверия, связанные с кошками.

- Вспомните, может быть, вы знаете приметы, связанные с кошками? (Слайд)

- Если черная кошка перебежала дорогу – будет неудача в задуманном деле, несчастье.

- Кошка «умывается» – жди гостей.

- Если построен или куплен дом, то первой в него должна войти кошка, тогда в доме будет мир и счастье.

(Стихотворение читают дети)

 

Что вы знаете про кошку?

Все, наверно, понемножку

Кошка первой входит в дом

И живет подолгу в нем.

То мяучит, то играет,

То куда – то удирает,

Исчезает далеко.

А когда придет обратно,

То из блюдца аккуратно

Пьет сырое молоко.

И погладить разрешает,

И работать не мешает,

Половицей не скрипит.

А ложиться на подушку,

Что – то нежное на ушко

Скажет шепотом и спит.

Видеть кошку на окошке

Я всегда, ребята, рад.

Для мурлыканья у кошки

Есть особый аппарат!

Он работает прекрасно –

Это всем на свете ясно, -

Но, к несчастью детворы,

Разбирать его опасно:

Когти кошкины остры.

Выдвигаются мгновенно –

Только ноги уноси!..

А на морде, как антенны,

Установлены усы.

 

Конечно, кошка – это обыкновенное животное, но стремление к самостоятельности, свободолюбивое поведение окружали кошку ореолом таинственности.

Хотя и на самом деле у кошки есть необыкновенные способности.

У кошки очень тонкий слух (Слайд). Она способна услышать даже самый тихий шорох, издаваемый мышью, и определить её местонахождение. Но при этом слух её очень своеобразен: она может спокойно спать, помурлыкивая, даже под очень громкую музыку. Она не обращает на это внимание.

У кошки очень острое зрение(Слайд). И говорят вполне справедливо, что кошка способна видеть в темноте. Глаза у кошки крупные, в темноте можно заметить, что они светятся. На самом деле они отражают свет, как светоотражатели. Но самое главное, что кошка способна безошибочно определять расстояние до предметов. Именно поэтому она способна спокойно передвигаться в темноте. В этом ей ещё помогают 24 длинных жестких волоска, которые мы называем  усами. (Слайд)

Кошка – очень чистоплотное животное, она постоянно умывается (Слайд). Но делает она это не только по гигиеническим соображениям. Дело все в том. Что она смывает свой запах.

Нельзя забывать, что кошки – хищники(Слайд).  Понаблюдайте за ней – она всегда охотится и нападает из засады, даже когда играет. Если добыча почует запах кошки, то бедный зверь останется без обеда. Поэтому ей приходится постоянно следить за своей чистотой.

Послушаем продолжение стихотворения. (Читают Дети)

 

Чует кошка дух мышиный

В сумрак ввинчивает взгляд.

Точно фары у машины

У неё глаза горят.

Уступаю ей дорогу,

Повстречавши у ворот.

Если хочет – пусть пройдет.

Вдруг возьмет да на подмогу

Братца тигра позовет?

Вдруг из парка или сквера,

Со двора, из – за угла

Выйдет черная пантера,

Скажет: - Мура, как дела?

Вдруг её придут проведать

Дядя барс и тетя рысь,

Сядут вместе пообедать

Тут уж точно берегись!

Кошка бегает с азартом

За катушкою полдня,

А сама в родстве с гепардом,

Льву могучему родня!

Тем, кто с кошкой добр и мягок,

Может кошка другом стать.

Но обидчику, однако,

Может кошка сдачи дать!

 

 

А понимаете ли вы кошачий язык? Всегда ли знаете, что вам хочет «сказать» кошка?

Вы готовы проверить себя? Тогда отвечаем на вопросы.

1.      Вой, рычание и урчание означают…(«Не подходи ко мне, не отнимай пищу, иначе я брошусь на тебя»)

2.      Различные «мяу» обозначают… («Мне необходимо внимание по какому – либо поводу: хочется на улицу, проголодалась»)

3.      Кончик хвоста подрагивает…(Кошка возмущена.)

4.      Хвост взъерошен и опущен… (Кошка испугана.)

5.      Любящая кошка непременно… (Потрется о ваши ноги.)

Вы дома подготовили рассказы о своих питомцах и их портреты. (Дети рассказывают о своих кошках ).

У вас дома живут замечательные друзья, которые приносят вам радость. Но мне теперь хотелось бы проверить, насколько внимательно вы слушали мой рассказ о кошках и знаете ли вы кошек – героев мультфильмов и книг.

Для этого мы проведем небольшую викторину.

Викторина

1.      Какой континент является родиной кошки? (Африка)

2.      Какой кот мечтал о покупке коровы, чтобы улучшить материальное положение семьи? (Матроскин)

3.      Какой кот совместно с рыжей сообщницей пытался обмануть несовершеннолетнего мальчика, убедив его зарыть деньги в землю с целью получения высокого дохода? (Кот Базилио)

4.      Сколько у кошки волосков в усах? (24)

5.      Назовите кота, любимыми словами которого были «Ребята, давайте жить дружно!» (Кот Леопольд)

6.      Какой кот в сказке помог своему хозяину стать зятем короля? (Кот в сапогах)

7.      Если кошка умывается, то…. (жди гостей)

8.      Как зовут героя американского мультфильма, который безуспешно пытался поймать ловкого мышонка? (Том)

9.      В какой стране кошка считалась священным животным? (в Египте)

10.  Назовите автора строк «А у нас сегодня кошка родила вчера котят, котята выросли немножко, а есть из блюдца не хотят» (С. Михалков)

11.  Какого кота, живущего за углом, по словам песни, ненавидел весь дом? (Черного)

12.  Назовите хищных родственников кошки? (Тигр, лев, пантера, гепард, рысь, леопард и т.д.) (Слайд)

Молодцы!

Домашние питомцы дарят нам много приятных минут. Они преданны, не способны на подлость, всегда рады своему хозяину. Когда мы берем  в дом маленький пушистый комочек, мы должны понимать, что это существо не игрушка. Он живой, он чувствует, он умеет огорчаться, о нем надо заботиться. Вы несете за него ответственность. И только от вас зависит, будете ли вы друзьями. К сожалению, не все это понимают. И когда заботы о кошке или щенке надоедают, просто выбрасывают их на улицу.

(Стихотворение читает ученица)

Все мяукал котенок

Во дворе под кустом,

Все хотелось котенку,

Чтоб позвал кто – то в дом.

Вдруг с куста одинокий

Прошуршал желтый лист –

Показалось котенку,

Что позвали: «кис – кис».

Замирая от счастья,

Он помчался на зов,

Только дверь оказалась

Заперта на засов.

                             (Г. Мельникова)

Это очень грустное стихотворение. Я надеюсь, что ваши питомцы никогда не столкнуться с человеческим предательством.

Закончим наш классный час словами кота Леопольда.

(Дети хором) (Слайд)                                                                         

- Ребята, давайте жить дружно!

Приложение

Классный час «Святки»

Цель:  познакомить с  некоторыми из основных православных праздников; раскрыть значение этих праздников в жизни народа; проследить связь с историческими событиями; воспитывать уважение к русской православной культуре.

Библиотекарь: Ни в одной стране мира нет такого количества праздников, как у нас в России. Но самые любимые, пожалуй, Новый год и Рождество. Новый год – праздник, которого ждут все.  

Рождество на Руси отмечали самым ярким весельем. Веселье длилось от Рождества до Крещения. Отмечали это по-разному, но веселье было везде. В то время люди очень верили в приметы. Вот некоторые из них.

( вывешивается плакат с текстом примет)

- На Рождество снег – к урожайному году.

- Если на Рождество иней – неурожай хлеба.

- Какая погода на Рождество, такая же будет на Петров день (12 июля)

- На Рождество надевай чистую рубаху, но не новую, а то будет неурожай

Библиотекарь: 12 дней от рождества Христова и до Крещения считались святыми днями, отсюда и произошло название праздника – Святки. Святки были самым шумным и веселым праздником на Руси.  

В далеком прошлом в народе бытовало поверье: на радостях, что родился Сын, Бог открыл небеса, и на Землю проникла различная нечисть, которая до этого находилась в Тартаре. Она пугала народ, безобразничала, пробиралась в жилища человека, так считали в народе. Поэтому в эти праздники жгли много костров, чтобы прибавить света и тепла и огородить себя от злых духов и нечистых сил.

Во время Святок проходили колядования, когда молодежь наряжалась, одевая одежды посмешнее, надевала маски зверей и птиц, изображая неведомую силу, ходила по дворам, пела величальные песни, посвященные Рождеству Христову, желала людям счастья, урожая, получая от хозяев праздничные угощения и собираясь потом на святочные посиделки, игры и гадания.

Для колядования готовили кутью (Смешивают сваренный рис, изюм, варенье, мед, сахар,ваниль, орехи разных видов)

Библиотекарь:Я расскажу, как правильно входить в дом. Надо очистить  обувь от снега, войти и остановиться у порога.

Вежливо обращаясь к хозяевам, надо предложить попробовать вкусную кутью, пожелать что-то хорошее, а затем устроить шуточный торг за вкусное угощение.

Целью колядовщиков является принести веселье в дом, поздравить с праздником, пожелать здоровья, счастья.

Помните, Что в народе существует поверье: как проведешь Новый год и Рождество, таков и будет предстоящий год. Поэтому старались, чтобы угощение на столе было обильным, люди желали друг другу радости, удачи.

Еще в дом заходили с веселыми песнями «колядками».

                  Ученики: Коляда, коляда            

                  Накануне Рождества! 

                  Коляда пришла!          

                  Рождество принесла!

                 Мы малешеньки        

                 Колядовщики            

                 Мы пришли колядовать.

                 Вас с праздничком поздравлять!

                 Как на улице мороз

                 Подмораживает,

                 Не велит долго стоять,

                 Велит скоро подавать.

–         Отведайте нашей кутьи сладкой, чтобы жизнь была гладкой, отведайте нашей кутьи сытной, Чтоб хозяйка доброй была, отведайте нашей кутьи белой, чтобы у хозяина думка была светлой.

(угощение детей кутьей)

Ученики:Да дай Бог тому,

       Кто в этом дому,

       Пожилось, побылось, на двор счастья лилось.

       У хозяина в дому

       Велись бы ребятки,

       Велись бы телятки,

       Велись бы Цыплятки,

       Велись бы поросятки.

       Будете нам дарить -

       Будем мы хвалить,

       А не будете дарить -

       Тогда будем корить.

       Дайте сала кусок,

       Чтоб кабан был высок,

       Со стол вышины

       И с губку толщины!

       Счастья вам хозяин с хозяюшкой,

        Большого здоровья.

       С новым годом,

      Со всем родом!

Если хозяева ничего не выносили колядовщикам, то могли пропеть и так:

Ученик.

У скупого мужика

Родись рожь хороша:

Колосом пуста,

Соломой густа…

А на двор чертей!

На огород – червей!

После колядования собирались колядовщики на игрища, где устраивались игры, пляски, поедали все собранные дары, Жгли костры, чтобы отгородиться от всякой нечистой силы.

Пели частушки.

Мальчики состязались в силе и ловкости .

Девушки гадали.

Гадание в виде современной игры в «фанты»

Игра «Колечко, Колечко, выйди на крылечко...»

Библиотекарь. Еще в «Страшные вечера», по мнению крестьян, нечистая сила становилась активнее.  Как бы в подражание разыгравшейся нечисти, парни чудили:  опрокидывали поленницы дров, закладывали двери тяжелыми предметами, закрывали досками печные трубы и т.д. Старики к этому относились снисходительно, т.к. после Крещения все прекращалось.

Ученик.

По деревеньке мы пройдем,

Что – нибудь да сделаём:

Дров поленницу рассыплем

Или двери закладем.

  Заканчивались Святки Крещением.  Любой праздник подходит к концу. Помните, что в жизни праздники сменяются трудовыми буднями, веселье – повседневными заботами. Но умение веселиться так же необходимо человеку, как и умение трудиться.

Вспомните русские народные пословицы и поговорки:

«Делу время, а ...(потехе час).

«Любишь кататься, люби и .....(саночки возить).

 

 

 

Библиотечный урок в 1 классе 

Тема: «Сказочный денек»

Цель: - вспомнить и повторить с детьми русские народные

          сказки, сказки русских и зарубежных писателей;

           - повторить правила пользования книгой.

Оборудование: карта сказочного леса с петляющей дорожкой и

                            Домиками сказочных героев; книжная выставка

Ход урока:

  Проходите! Разрешите пригласить вас в книжное царство.

Отгадайте загадку: Снаружи смотришь: дом, как дом,

                                  Но нет жильцов обычных в нем.

                                   В нем книги интересные

                                   Стоят рядами тесными

                                   И Черномор, и князь Гвидон,

                                   И добрый дед Мазай.

                                   Как называют этот дом?

                                    Попробуй, угадай!  (библиотека)

Молодцы, Ребята вы правильно отгадали загадку. А теперь вас ожидает разминка. Я предлагаю вам игру «Привет». (Сейчас я буду читать строчки, а вы их должны продолжить словом «привет» ) (карточка)

Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему …

  -Привет!

С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой …

  • Привет!

При встрече через много лет вы крикнете друзьям …

  • Привет!

И улыбнуться вам в ответ  от слова доброго …

  • Привет!

И вы запомните совет: дарите всем друзьям  …

  • Привет!

Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы …

  • Привет!

Вот и поздоровались!

Проходите, садитесь. Сегодня вы будете моими гостями

Недавно у себя в библиотеке я нашла карту сказочного леса  и сейчас предлагаю вам совершить путешествие в страну сказок. Её населяют добрые и злые герои: колдуны и лешие, Баба – Яга и Кощей Бессмертный, Иван – царевич и Василиса Прекрасная.

 -Согласны вы совершить это путешествие?

В дороге нам понадобятся ваш быстрый ум, сообразительность и знание   сказок.  Готовы?

С вами в путь отправится и ваш верный и надежный помощник (Классный руководитель). Она поможет вам в трудную минуту.

Итак, в путь! Ворота в сказочный лес для нас открыты! Пойдем по тропинке.

Смотрите, Нам преградили путь два знака ??. Я думаю, чтобы пройти дальше мы должны ответить на эти вопросы

Какие это  сказки?

Сейчас я прочитаю вам  карточки, а вы, скажете мне какая это сказка   

 Сказка 1.

Чашки три и три постели.

Кружки тоже три – смотри

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно три

Как увидишь, сразу ясно,

В гости к ним ходить опасно.

Убегай скорей сестричка

Из окна лети как птичка.

Убежала – молодец!

Значит сказке сей конец.

По слогам читает Федя:

«это сказка «Три медведя»

Сказка 2.

Маша в коробе сидит

Далеко она глядит

Кто несет ее, ответь,

Быстрыми шагами?

А несет ее медведь

Вместе с пирогами.

Путь не близкий .

Дальний путь

Хочет Миша отдохнуть

Только Маша не дает

На пенек присесть

И румяный пирожок по дороге съесть.

Провела его малышка

Будет он умнее впредь

Есть у нас такая книжка

Это… «Маша и медведь»

Молодцы с этой задачей вы справились. Идем дальше.

                     Кто живет в избушке?

Мы подошли к избушке. Кто же в этой избушке живет?

А в избушке проживает героиня, которая про себя говорит так:

                     Я обаятельная жутко

                     И обладаю нюхом чутким,

                     Прической славюсь неземной,

                     Летать умею над землей.

                     Железные зубы, костяная нога,

                     Все люди знают – я … (Баба-Яга)

 У Бабы – Яги есть сказочный мешок, а в нем волшебные предметы.

Вот вам задание: надо угадать по описанию, что же находиться в мешке:

  1. Потеря этого предмета заставила плакать старика и старуху. Они успокоились только тогда, когда получили взамен такой же предмет, но другого качества (Яйцо)
  2. Из этого предмета можно изготовить различные теплые вещи, но если бросить его перед собой, то он покатится и укажет дорогу в дремучем лесу. (Волшебный клубок)
  3. А  надев этот предмет, ты станешь невидимым,  и  можешь узнать чужие тайны. (Шапка - невидимка)
  4.  А этот предмет знаменит тем, что всех досыта напоит и накормит

                   (Скатерть – самобранка)

Хорошо и с этим заданием вы справились.

Какие сказки нарисованы?

Продолжим свой путь. Указатель выводит нас на полянку, где стоят два небольших домика. Скажите, какие сказки здесь изображены?

  Верно, «КОЛОБОК» и «РЕПКА». А теперь, немного подумав, вы должны будете назвать количество героев этих сказок, да еще и в той последовательности, в которой они появляются в сказке .

 «РЕПКА» Дед, репка, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка

«КОЛОБОК» Дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса

«Узнать героев на бале – маскараде»

 Вот мы подошли к прекрасному замку. Смотрите, какой фейерверк. Здесь идет бал – маскарад. Давайте представим, что мы туда попали. Чтобы узнать какие же герои приехали на этот маскарад, послушайте их описание:

  1. Маленькая девочка весело бежит

По тропинке к домику,

Что в лесу стоит.

Нужно этой девочке к бабушке скорей

Отнести корзиночку, посланную с ней.

                             (Красная шапочка)

  1. Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке та девочка спала

И маленькую ласточку от холода спасла.

                               (Дюймовочка)

  1. Я на балу никогда не бывала,

Чистила, мыла, варила и пряла,

Когда же случилось попасть мне на бал,

То голову принц от любви потерял.

А я башмачок потеряла тогда же.

Кто я такая? Кто тут подскажет?

                             (Золушка)

  1. Подарит новое корыто,

И новый дом, и слуг в придачу.

Но если уж она сердита,

С ней вместе уплывет удача!

                            (Рыбка)

  1. Она по полю пошла,

В поле денежку нашла.

Самовар себе купила

И гостей чайком поила.

Веселились все вокруг,

Но вмешался злой паук.

                           (Муха- Цокотуха)

  1. Что за зверь гуляет в сказке?

Ус топорщит, щурит глазки,

В шляпе, с саблею в руках

И в огромных сапогах.

                      (Кот в сапогах)

Не спеша добрались мы до конца сказочного леса.  Вот и ворота. Откроем их и прочтем: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Ну как, ребята, понравилось вам наше небольшое путешествие?

Я вижу,  что вы уже много сказок прочитали! Хотите продолжить свое знакомство с книжными героями?  Для этого вам надо посещать нашу библиотеку. И брать понравившиеся вам книги, но существуют правила пользования книгой, с которыми я хочу вас познакомить.

Вы не только должны ознакомиться с правилами, но и торжественно пообещать, что будете их выполнять.  Вы готовы?

Правила пользования книгой.

Правило первое:

Взял ты книжку почитать,

 Не забудь ее отдать.

Ровно через 10 дней

Книгу ты верни скорей!

Запомнили?

Правило второе:

Собрался книгу почитать – пожалуйста!

Но грязными руками не листать!

Договорились?

Съев сладкий, вкусный пирожок,

За книгу не хватайся, мой дружок.

Сначала руки ты помой,

Потом садись, читай «в запой»…

Правило третье:

Решили чтение прервать –

Прошу листы не загибать!

Для этого сейчас вам всем  раздам закладки …

Вы поняли меня, ребятки…

Вы правила готовы соблюдать?

Тогда прошу пожаловать вас в нашу библиотеку!